А у меня появилась еще одна любимая писательница (после Нацуо Кирино, чьи все переведенные книги я прочитала, теперь сижу тоскую). Тана Френч.
Она классная, она очень, знаете, здорово пишет и очень интересно. И каждая новая книга у нее, такое чувство, лучше предыдущей. Пока я собираласб написать про очень мне зашедшую «Тайное место», я прочитала все ее романы, переведенные на русский, поэтому, нет смысла вставать дважды и напишу про все сразу.
Тану Френч часто сравнивают с Донной Тартт, она сама признает, что вдохновлялась идеями и образами Донны, но при всем уважении к Донне, романы Таны Френч я люблю больше). Романы Донны, конечно, такие монументальные и безупречные, там прямо-таки идеально собранное повествование, крутые образы, но при всем при этом я не могу отделаться от мысли, что та же «Тайная история» Донны — это такой большой-пребольшой подарок в сногсшибательной упаковке, внутри которого завернута одна-единственная конфета. Вкусная. Но маленькая. Но вкусная, да. Но сверток ведь был такой огромный, так много обещал. В «Тайной истории» Донна не вывезла детективную составляющую. В принципе, не факт, что она ее действительно планировала, но весь роман построен таким образом, что подспудно ждешь какого-то вотэтоповорота. Чего-то необычного, переворачивающего с ног на голову. Но нет. «Тайная история» начинается с того, что прямо на первой странице нам говорят, что жили-были друзяшки, потом их заебал их друзяшка и они его шлепнули. И в течение книги тебе подробно рассказывают, как именно он их заебал, потому они его и убили. И... и все, в общем-то. Все как обещано. Когда пролистываешь последнюю страницу, то ощущение, словно Донна вопросительно смотрит на тебя: мол, чего еще-то? Откровенным паровозиком пристегнута личная драмочка участников, которая вообще смотрится как-то ну совсем в отрыве от сабжа, это с ними бы и так случилось бы, судя по всему, пофиг, убили они Банни или нет. Потому что правда в том, что все герои «Тайной истории» так или иначе долбоебы, и Банни к этому ни при чем. Но все это, конечно, очень красиво и подробно рассказано, как умеет только Донна.
читать дальшеА вот Тана свои детективные линии вывозит просто отлично. У нее, как и Донны, огромный упор делается на психологизм, на образы, на детали, на окружение, но вместе с тем это все прекрасно вписано в детективный сюжет и оттого вдвойне прекрасно. Я люблю Тану за две вещи.
Во-первых, она по-настоящему круто работает с окружением, это вообще ее сильное место. Если повертеть каждый из ее романов (я про них ниже скажу), то всегда окружение там — такой же герой повествования, как и ее персонажи. Оно никогда не выбрано просто так, оно неизменно работает на сюжет, обусловливает мотивации героев и создает нужный эмоциональный фон. Это всегда какая-то замкнутая, обособленная зона: как-то маленькая ирландская деревня в «В лесной чаще», особняк на отшибе в «Мертвые возвращаются?», улочка Фэйтфул-плейс в «Ночь длиною в жизнь» (хотя, блять, в оригинале роман так и называется Faithful Place ), глухое местечко Брокен Харбор в «Рассветной бухте» и закрытая школа для девочек в «Тайном месте». Это важно. Потому что ни одна из произошедших историй не смогла бы реализоваться где-то еще. Всегда окружение играет ключевую роль, всегда.
Во-вторых, она очень классно пишет о дружбе. Вообще, Тана Френч во всех своих романах пишет именно о дружбе. Даже тогда, когда она пишет о семейных и любовных связях, она все равно во главу угла ставит дружбу. Она исследует ее, препарирует, вертит в разные стороны, рассматривает во всех вариациях. И если взять те же «Ночь длиною в жизнь» и «Рассветная бухта», которые вроде как в основном не про дружбу — вроде как — и чуть-чуть копнуть, то вот же она. И вот это для меня действительно самая крутая черта ее романов. День, когда Тане Френч перестанет быть интересно все многообразие дружбы — ну я прям не знаю, это будет не очень хороший день.
Итак
«В лесной чаще» — археологи нашли труп, но он им не подошел, потому что был свежий. Это первый роман Таны, и да, это заметно, он неплохой, но при этом самый стандартный из всех прочих да и сюжет там, в целом, довольно распространенный. Но написано очень приятно, хорошо раскрыты взаимоотношения главных героев и оттого впечатление хорошее.
А и, кстати, у Таны есть такая фишечка — романы между собой не связаны, ни сюжетно, ни персонажами, но каждый из полиции, кто мельком появляется на страницах одного романа — с высокой долей вероятности становится "солистом" следующего.
«Мертвые возвращаются?» — в целом продолжает линию, заданную «В лесной чаще», отчасти показывая личную линию героев с другой стороны. Находят мертвую женщину, студентку, которая вместе со своими друзьями проживала в огромном особняке, старом и уединенном, наполненном отголосками жизней прежних владельцев. Тут Френч испытывает и оттачивает свой еще один фирменный прием — когда ты разбираешься в мотивах и психологии персонажей, ты четко понимаешь, кто убийца. Это не детективный момент, с этим разбираются следователи, чисто психологический. И вот отсюда и далее так всегда в романах Френч, как только ты понимаешь, кто способен на подобный поступок — ты вычисляешь убийцу. Тут уже кому как, но мне лично очень нравится.
В «Мертвые возвращаются?» Френч использует идеи «Тайной истории», она явно вдохновляется образом Генри Винтера, но выкручивает эту историю совсем иначе, на самом деле, куда мрачнее и жестче, чем это делала Тартт.
«Ночь длиною в жизнь». История о том, что не все семьи одинаково полезны. Двадцать два года назад юный Фрэнсис Мэкки ждет свою возлюбленную, Рози Дейли, чтобы уехать с ней в Англию, оставив далеко позади настопиздевшую Фэйтфул-плейс и ту жизнь, которую она обещает. Двадцать два года назад он не дождался Рози, и всю жизнь думал, что она оставила его. И двадцать два года спустя он получил опровержение, которому не обрадовался, — когда начали сносить один из старых домов и в груде щебня и кирпича отыскали чемоданчик Рози, с деньгами, билетами и одеждой.
Эта книга, на мой взгляд, самая неоднозначная с точки зрения заложенного посыла, но хуже от этого не становится. Лично мне неблизка мысль, что близким людям надо прощать какую-то хуйню, только потому что они близкие и сам посыл, что вот есть какая-то хуйня, которую можно моргнуть, а есть такая, которую нельзя. Если семья токсичная, то она токсичная, давайте уже называть вещи своими именами. И вот «Ночь длиною в жизнь» — это история про токсичную семью, в которой очень долго хуйню не называли хуйней, прикрываясь родственными чувствами и долгом, и к чему это все в итоге привело. Спойлер: ни к чему хорошему ни для кого.
«Рассветная бухта» — я бы сказала, это лучший роман Таны Френч, если бы не было «Тайного места». В недостроенном коттеджном городке в местечке под названием Брокен Харбор находят убитую семью: супругов Патрика и Дженни Спейн, и двоих их детей. Впрочем, Дженни еще жива, хоть и тяжело ранена. Это дело — бенефис Мика Кеннеди, лучшего детектива Дублинского убойного отдела. Эта история по-настоящему жуткая. Здесь собрано все: есть триллерная составляющая, есть тайна, безумие, гнет обстоятельств, есть безысходность, есть человеческое скотство, насилие и неизбывное стремление играть в бога. Очень крутая вещь. Иногда я колеблюсь, какая книга лучше, но все еще ставлю на первое место...
«Тайное место». Год назад в престижной женской школе совершено убийство. Найдем мертвым учащийся из соседней, такой же элитной, только мужской школы. Убийцу не нашли, кого-то бесплодно арестовали, но тем все бы и кончилось — если бы год спустя на доске, получившей название Тайное место, не появилось фото убитого с надписью Я знаю что вы сделали прошлым летом «Я знаю кто его убил». И заверте...
На данный момент, «Тайное место» — это апофеоз всего, что написала Френч. Ее фирменный психологизм развернут во все поля: когда узнаешь персонажей, ты безошибочно понимаешь кто убийца. Потому что это логично, потому что есть только один человек, который мог так поступить при данных обстоятельствах. Отдельно скажу, что мне очень нравятся женские персонажи этой книги; нравится, как показано их взаимодействие. Плюс к этому у романа очень выигрышная структура: повествование разделено как бы на две составляющие — внешняя, в которой мы наблюдаем со стороны за расследованием, которое проводят детективы Конвей и Моран; в внутренняя — где нам показывают ситуацию "изнутри". Эти линии идут параллельно, но в определенный момент "внутренняя" линия преобладает и мы узнаем больше, чем детективы, мы видим происходящее своими глазами. Финальные моменты, да и вообще весь роман, — скроены очень здорово, честно, мне даже немного завидно. Хочу так уметь.
И хочу новых романов Таны Френч, да.